Основные вехи строительства метрополитена в Алматы
|
1988 год
7 сентября - В районе пересечения улицы Фурманова и проспекта им. 50-летия Октября в 16 часов 25 минут экскаваторщик Ромсан Топаев из 59-й мехколонны треста «Средазстроймеханизации» вынул первый ковш грунта под строительство первой станции Алматинского метрополитена – «Октябрьская». Октябрь - Приступили к сооружению вентиляционного ствола № 13 перегона ст. «Октябрьская» – ст. «Жибек Жолы». 1989 Приступили к сооружению вентиляционного ствола № 17, рабочего ствола № 14-бис, № 15-бис, наклонного хода ст. «Алмалы». Для проходки первого наклонного хода при строительстве метрополитена в г. Алма-Ате СКТБ «Бамтоннельстрой» был сконструирован проходческий комплекс на базе японского экскаватора «Като». Со стороны ст. «Октябрьская» приступили к сооружению левого перегонного тоннеля механизированным проходческим комплексом КТ 5,6-Д2. 1990 Приступили к сооружению рабочего ствола № 110-бис, № 114-бис, № 112-бис, вентиляционного ствола № 19, № 15, № 113, наклонного хода ст. «Жибек Жолы». Со стороны ст. «Алатау» начата проходка левого перегонного тоннеля немеханизированным проходческим комплексом КПЩ-12. 11 мая - Совет Министров КазССР принял Постановление № 182 «Об обеспечении строительства первого участка первой линии метрополитена в г. Алма-Ате» с определением объемов, сроков и исполнителей. 1991 Со стороны ст. «Алатау» начата проходка правого перегонного тоннеля немеханизированным проходческим комплексом КПЩ-12. Приступили к строительству правого перегонного тоннеля со стороны ст. «Райымбек».
1992 Приступили к сооружению вентиляционного ствола № 111. 1993 1 января - Из института «Алмаатагипротранс» отдел метро выделился в самостоятельную фирму «Метропроект» во главе П.В. Пашковским, которая вошла в состав «ПСО Алмаатаметрострой». ТОО «Тоннельный отряд № 1» произвел сбойку левого перегонного тоннеля с подходной выработкой ст. «Жибек Жолы». Приступили к сооружению рабочего ствола № 18-бис. Начато сооружение перегонных тоннелей под железнодорожными путями вокзала Алматы-2 со стороны южного портала в направлении электродепо. 5 февраля - Сбойка со станцией «Жибек Жолы» правого перегонного тоннеля между двумя станциями «Райымбек» и «Жибек Жолы». 1994 31 марта - На основании постановления Алматинского городского территориального комитета госимущества и приватизации образовано ОАО «Алматыметрокурылыс». 1996 Июль - Приступили к сооружению наклонного хода ст. «Абая». Применен проходческий комплекс ТНУ-4. 2001 22 ноября - Произведена сбойка левого перегонного тоннеля с западной подходной ст. «Тулпар». Тоннель протяженностью 1330 метров от ст. «Алатау» до ст. «Тулпар» пробивался 11 лет. 2004 4 августа - Произведена сбойка левого перегонного тоннеля между двумя станциями «Жибек Жолы» и «Алмалы». 4 октября – Произведена сбойка правого перегонного тоннеля между двумя станциями «Жибек жолы» и «Алмалы» 21 декабря - Сбойка правого перегонного тоннеля с восточной подходной ст. «Тулпар». Тоннель протяженностью 1323 метров от ст. «Алатау» до ст. «Тулпар» пробивался 13 лет. 2005 19 апреля - Совместно со специалистами австрийской компании «Бетон унд Мониербау» приступили к сооружению левого станционного тоннеля ст. «Жибек Жолы». 7 ноября - Посещение Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым объекта строящегося метрополитена станции «Алмалы». 2006
1 января - Завершена проходка левого перегонного тоннеля ст. «Тулпар» – ст. «Байконур». Начато сооружение поперечной камеры ст. «Байконур» через проходческий комплекс КПЩ-12. 9 июня - Сбойка правого перегонного тоннеля с поперечной камерой ст. «Байконур». 7 июля - Сбойка левого перегонного тоннеля с конвейерной камерой на ст. «Алмалы» (первая сбойка проходческого комплекса «Херренкнехт»). Начато сооружение правого станционного тоннеля ст. «Алмалы» методом НАТМ, а также наклонного хода ст. «Тулпар». 2007 Начато сооружение левого станционного тоннеля ст. «Тулпар», левого станционного тоннеля ст. «Алмалы», правого станционного тоннеля ст. «Жибек Жолы», левого станционного тоннеля ст. «Байконур», среднего станционного тоннеля ст. «Алмалы» методом НАТМ, а также сооружение наклонного хода и подходного коридора ст. «Байконур».
25 мая - Сбойка с поперечной камерой станции «Абая» правого перегонного тоннеля между двумя станциями «Алмалы» и «Абая». Начато сооружение защитного экрана из труб. Для устройства экрана использован микротоннелепроходческий комплекс (МТПК) AVN -600 фирмы «Херренкнехт АГ». 2007 Начато сооружение левого станционного тоннеля ст. «Тулпар», левого станционного тоннеля ст. «Алмалы», правого станционного тоннеля ст. «Жибек жолы», левого станционного тоннеля ст. Байконур», среднего станционного тоннеля ст. «Алмалы» методом НАТМ, а тпкже сооружение наклонного хода и подходного коридора ст. «Байконур». 25 мая – Сбойка с поперечной камерой станции «Абая» правого перегонного тоннеля между станциями «Алмалы» и «Абая». 10 июня – Сбойка с поперечной камерой станции «Абая» левого перегонного тоннеля между станциями «Алмалы» и «Абая» ( проходческий комплекс «Херренкнехт»). Завершено сооружение правого станционного тоннеля ст. «Алмалы» в основной обделке.
Начато сооружение защитного экрана из труб под проспектом Гагарина. 3 августа - Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев посетил объекты метрополитена. Завершено сооружение левого станционного тоннеля ст. «Алмалы» и левого станционного тоннеля ст. «Тулпар» в основной обделке. 2008 16 января - Завершено сооружение среднего станционного тоннеля ст. «Алмалы» в основной обделке.
2 марта - Начато сооружение правого станционного тоннеля ст. «Абая» методом НАТМ. 15 апреля - Сбойка правого перегонного тоннеля ст. «Абая» – ст. «Байконур» с демонтажной камерой. Данной сбойкой завершена проходка правого перегонного тоннеля от ст. «Райымбек» до ст. «Алатау». 25 июля - Произведена последняя сбойка между станциями «Абай» и «Байконур». Завершение строительства перегонных тоннелей первой очереди. |